Любовь в холодном городе, или «Куда сходить в театр?» / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
Любовь в холодном городе, или «Куда сходить в театр?»
 
 

Любовь в холодном городе, или «Куда сходить в театр?»

Если бы меня спросили, сколько длится этот спектакль, то я бы не сумела ответить. Два действия «Пяти вечеров» в Северском театре для детей и юношества смотрелись на одном дыхании. И абсолютно не хотелось, чтобы происходящее на сцене заканчивалось.

Человек из Кудымкара

Премьера по известной пьесе Александра Володина, которой в Северске открыли свой юбилейный 50-й сезон — постановка Сергея Андреева, главного режиссера Коми-Пермяцкого национального драматического театра из Кудымкара.

Есть в небольшом городке Пермского края удивительный театр. Его не сумел изменить даже ремонт: уже 8 лет у труппы нет сцены, но она не распалась, а, напротив, сплотилась. Спектакли из Кудымкара часто побеждают на серьезных фестивалях и восхищают известных критиков.

На одном из фестивалей работу Сергея Андреева увидела главный режиссер Северского театра для детей и юношества, заслуженный деятель искусств РФ, Наталья Корлякова. И решила пригласить коллегу на постановку. В 2012 году он впервые приехал в Северск, создал спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Общий язык с труппой удалось найти сразу же:
— Не так много осталось театров, которые не только формальными поисками занимаются в драматургии. В Северском театре для детей и юношества не потеряна прославленная «школа» нашего русского психологического театра, — считает Сергей Георгиевич. — Низкий поклон Наталье Корляковой, которая воспитала такую труппу. Это театр-семья, здесь прекрасная атмосфера, доброжелательные люди. Всегда волнуешься, когда начинаешь работу с незнакомыми актерами. Но в Северске я уже после первых репетиций почувствовал: я словно никуда не уезжал, настолько комфортно мне было работать.
«Саню, Ваню, с ними Римаса» приняли и публика, и специалисты. Спектакль уже был отмечен призами нескольких фестивалей: III Театрального конкурса профессиональных и любительских коллективов ЗАТО в рамках программы «Территория культуры Росатома» и на II Межрегиональном театральном фестивале «Сотоварищи». А почти сразу после его премьеры возникла идея новой работы.

Пять вечеров

— Мы обсуждали, какой спектакль можно было бы поставить на одну из ведущих актрис театра Ларису Окишеву, и я вспомнил о «Пяти вечерах», — рассказывает Сергей Андреев. — Вскоре мне позвонила Наталья Григорьевна и спросила, когда я приеду репетировать пьесу Володина.

— Когда работаешь над такой известной вещью, как «Пять вечеров», знавшей много интерпретаций, то можно пытаться сделать так, как никто прежде не придумывал, а можно ставить так, как ты чувствуешь. Я выбрал второе. Когда мы уже начали работать, то я стал понимать, в чем главная прелесть драматургии Володина: в его пьесах разлита невероятная любовь к жизни в самых ее простых проявлениях. Особенно остро это чувствуется сегодня, когда главным для людей считаются достигнутые любым способом успех и деньги. При знакомстве с «Пяти вечерами» становится очевидно, что такая мораль не состоятельна, более того, при таких принципах человек перестает быть человеком. Оказалось, что пьеса сегодня очень актуальна, — подчеркивает режиссер.

Действие пьесы Володина происходит в конце 1950-х годов. И спектакль невольно переносит нас в прошлое. Ностальгическое настроение создает художественное решение пространства (художник Любовь Мелехина, Кудымкар). Старый уличные телефон-автомат, винтажная ширма, резной диван, старенький сервант…

Условная «квартира» на сцене переходит в петербургскую (или, вернее сказать, ленинградскую) улицу: чугунная кованная ограда, облетевшие деревья и поразительная атмосфера вечно промозглого, неуютного города на Неве, где под завывание вьюг неприкаянные, закомплексованные люди отчаянно ищут дорогу друг к другу. Этот холод так преследует героев, что они во многих эпизодах появляются на сцене в верхней одежде, кутаясь в теплые пальто.

Герои «Пяти вечеров» — искренние, любящие. Совершающие ошибки, прощающие друг друга, и, главное, в этом спектакле совершенно живые. Как на глазах у зрителя преображается Тамара (Лариса Окишева) после внезапной встречи с первой любовью, Ильиным! Из уставшей, погасшей женщины она превращается во влюбленную девчонку с горящими глазами. И в то же время как тонко в одной песне актрисе удается передать всю глубину тоски, не сложившуюся без любви жизнь. Как сдерживает под видимым спокойствием неистовые эмоции Ильин (заслуженный артист РФ Евгений Казаков), чего ему стоит уходить от той, кого он не может забыть уже столько лет. Но как ему, гордому и в то же время неуверенному в себе, признаться любимой, что его рассказы о профессиональных успехах — вымысел, и на самом деле он работает шофером в далеком и холодном краю «у черта на куличках». Какой трогательный и немного нелепый, юный, простой советский студент Слава, племянник, выращенный Тамарой, получается у Руслана Ковязина (и невозможно, просто невозможно узнать в нем романтического, возвышенного Ромео из «Ромео и Джульетты»!). А как очаровательна влюбившаяся в Славу телеграфистка Катя (Наталья Гитлиц), отчаянная, сомневающаяся, но все-таки готовая бороться за свою любовь.

Запоминающиеся получаются в «Пяти вечерах» и эпизодические роли. Продавщица Зоя Жанны Морозовой просто контрастирует с теми образами нежных, воздушных девушек, царевен и главных героинь, которые актриса создавала во многих спектаклях. Циничная, грубоватая, суетливая, не слишком образованная, она, тем не менее, тоже мечтает о любви. Приятель Ильина главный инженер Тимофеев (Сергей Иванов) прост, решителен и убедителен.

Очень удачным оказалось простое, но при этом пронзительное световое решение некоторых сцен. Когда герои вечером отправляются на прогулку, то на сцене затемнение, а светлый задник за один миг превращается в многоэтажный дом со светящимися в темноте уютными окнами. Особенно сильно этот прием выглядит в одном из первых эпизодов, когда Ильин одиноко стоит в сумерках на ветреной пустой ленинградской улице, и вдруг словно маяки, обещание тепла и любви, зажигаются окна, за которыми наверняка любят и ждут.
«Пять вечеров» — не трагедия, и, конечно, в спектакле не обходится без юмора. Чардаш с бегом вокруг стола в исполнении опьяневшей Кати, трагикомическая сцена в вокзальном буфете, до сих пор смешные реплики из пьесы, ярко поданные героями — здесь находится место для улыбки.
Своими глазами увидеть новый спектакль Северского театра для детей и юношества и ощутить его удивительную атмосферу могут не только жители закрытого города, но и томичи!
Те, кто хочет побывать на «Пяти вечерах» (или других спектаклях), имеют возможность подать заявку для въезда в Северск. Театр принимает коллективные заявки, узнать подробности можно у администраторов по телефонам 8 (3823) 52-40-81, 8 (3823) 52-39-78.

Мария Симонова, Красное Знамя от 17 октября 2013