Как говорил Дали / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
Как говорил Дали
 
 

Как говорил Дали

Когда в фойе Театра для детей и юношества мы встретились для беседы с актером Сергеем Ивановым, в зрительном зале шло шумное выяснение, кого же больше пришло на сегодняшний спектакль — мальчиков или девочек? Из приоткрытых дверей зала по пустому фойе прокатывались волны полнейшего детского восторга. Как зритель я познакомилась с Сергеем Павловичем при схожих обстоятельствах — на спектакле для детей «КотоВасия». И в тот раз мы, взрослые люди, хохотали и всеми фибрами души участвовали в происходящем не меньше, чем главные адресаты представления. Я тогда не знала — и только удивлялась — как взрослый человек, играющий роль для маленьких детей, одновременно может сочетать в своем персонаже невозмутимую мудрость Винни-Пуха и всепобеждающую непосредственность Карлсона. На самом деле ответ прост: актер Иванов — перфекционист. Другого объяснения у меня нет.

Не бойся совершенства
Художник Сальвадор Дали говорил: «Не бойся совершенства, тебе его не достичь». И все-таки актер Иванов уверен, что артист должен прокладывать свой путь по направлению к совершенству. Для Сергея Павловича, как мы уже выяснили — перфекциониста (то есть неустанно стремящегося в своем деле к идеальному результату), это означает многое. В своей актерской профессии он больше всего любит репетиции, когда на глазах из книжных, почти плоских образов рождается что-то не просто новое, но живое. «С таким актером репетировать одно удовольствие. Он не только способен и неизменно демонстрирует доскональную, серьезную работу над собственным персонажем, — говорит главный режиссер театра Наталья Корлякова, — но и на полную мощность включается в сотворчество спектакля в целом».

Одним из залогов достижения совершенства в своей любимой профессии Сергей Павлович считает театральный грим. Актер не склонен недооценивать этот, казалось бы, сам собой разумеющийся атрибут сценического образа. Ведь, с одной стороны, можно просто подкрасить лицо и сыграть себе преспокойненько стражника. А можно сесть перед зеркалом и «сделать» из себя сурового, не склонного к сентиментальностям воина. Такого, кого в программках пишут с большой буквы — Стражник.

Скромные способности к рисованию, как это называет сам Сергей Павлович, на мой взгляд, еще один способ осмыслить роль, над которой работаешь. Артист рассказал, что частенько, на первых порах осмысления своего героя, он на полях листов с текстом делает беглые зарисовочки. На тех же полях «обитают» и легкие абрисы коллег Сергея Павловича тоже находящихся в тот момент в поисках образа.
Впрочем, на мой взбалмошный возглас, не слабо ли изобразить Бабу-Ягу без горбатого носа и грязной рвани в качестве наряда, некая старая карга со скрипучим голосом тут же пообещала меня съесть. Это потому, что актер Иванов — перфекционист.

Человек-театр
Сергея Иванова человеком-театром назвала Наталья Григорьевна Корлякова, знакомая с артистом еще со времен работы в юношеско-драматической студии при ДК им. Островского. Сергей Павлович пришел в студию лет в двадцать. К тому моменту он уже закончил десятое профессиональное училище, где, собственно, и был замечен руководителем местного кружка художественного слова. О тех временах, когда днем он, как и все, работал на производстве (токарем на РМЗ), а вечерами бегал на занятия в ДК, актер вспоминает с улыбкой. Что то, говорит, пытался изобразить, выходил на сцену, произносил реплики. Но юношеско-драматическая студия не даром так называлась, и не даром главной в ней была Корлякова: отходя от традиций старой доброй самодеятельности, участники студии постоянно «подвергались профессиональной обработке» на семинарах, уроках по гриму, в работе над драматическими этюдами. Шли постановки «Конька-Горбунка», «Ромео и Джульетты». Кстати, своим первым заметным трудом Сергей Павлович считает роль Спальника из сказки Ершова.

Так в работе над собой как актером прошло более десяти лет. В Театр для детей и юношества Сергея Иванова пригласили в 1993 году, уже почти 20 лет назад.
Есть ли в его профессии что-либо, чего актер по-настоящему не любит (ведь такое бывает). Подумав, Сергей Павлович отвечает, что нет. Нет даже нелюбимых ролей. Бывает, что поиски образа и его совершенного — или хотя бы приближенного к совершенству — воплощения весьма трудны, но в том и соль. Главное, по мнению артиста, сделать все, что можешь и умеешь, каждый раз честно выкладываясь на сцене. И вот когда все сидящие в зале дышат и чувствуют как единый организм, а он, актер Иванов, может управлять эмоциями этой огромной субстанции, то, в общем то, это — почти на грани совершенства.

Сегодня Сергей Иванов — самый играющий актер Театр для детей и юношества. Одноименную премию ему вручили в прошлом году, поскольку количество выходов артиста на сцену за истекший сезон составило не больше и не меньше, как 151 раз.

Перед бенефисом
18 февраля в шесть часов вечера Театр для детей и юношества состоится бенефис актера Сергея Иванова. Идея эта давно витала в воздухе, и вот пришло время — в канун юбилея Сергея Павловича — этой идее осуществиться. Не раскрывая тайн и подробностей предстоящего бенефиса, уместно лишь намекнуть, что задуман он в лучших традициях театрального капустника. И специально для него, по-прежнему ориентируясь на профессиональное совершенствование, актер Иванов учится петь и пробует себя в танцевальном жанре. Однако Сергей Павлович считает, что подводить какие-либо итоги и садиться за мемуары рановато. А бенефис — отличный повод лишний раз пообщаться со зрителем, получить удовольствие от работы с любимыми коллегами и…пойти дальше, не боясь опровергнуть утверждение Сальвадора Дали.

Юлия Кулешова