Двести песен о дружбе / Северский театр для детей и юношества
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
Двести песен о дружбе
 
 

Двести песен о дружбе

Северский ТЮЗ в начале театрального сезона устроил праздник — бенефис поэта Ирины Яблоковой и композитора Юлии Морозовой. Повод для этого события стало то, что Ирина и Юлия написали вместе за 12 лет работы… целых 199 песен! А само театральное шоу было построено как процесс создания юбилейной, двухсотой песни. Ещё со сцены, конечно же, звучали уже известные работы.
К бенефису были готовы не только сами героини, но и зрители. В начали сезона такие праздники особенно нравятся зрителям, хотя в Северске проблем с публикой не наблюдается — театр здесь любят и билеты раскупают на несколько месяцев вперед. Была потребность в этом вечере и у главного режиссера театра, Натальи Корляковой, выступившей ведущей бенефиса.
-Я 12 лет работаю с Ирой и Юлей в театре, ещё мы написали девять сценариев для детского конкурса «Алисы», — рассказывает Наталья Григорьевна. Работа нас сплотила, и я почувствовала чисто человеческую необходимость сказать им добрые слова, рассказать людям, что они действительно талантливы, достойны этого вечера.
А встретились Ирина и Юлия именно благодаря Наталье Корляковой. В 1991 году готовился детский спектакль «Сюрприз», к нему нужна была музыка, а композитора на примете не было. Тут-то Наталья Григорьевна вспомнила, что у актера Сергея Морозова есть жена Юля, которая окончила Новосибирскую консерваторию, позвонила ей и…
 — Я ответила, что песен не пишу, но для маленькой дочки Даши что-то наигрываю и пою, — вспоминает Юлия Морозова, — Наталья поставила на пюпитр тексты, я что-то сыграла, спросила: «Так?», Наталья сказала: «Так»… С тех пор вместо нот на пюпитре у меня всегда стоят тексты…
Но Юлию устроили не все тексты. Тогда Наталья Григорьевна попросила написать стихи Ирину Яблокову — в то время она работала завлитом театра и уже писала тексты к спектаклю «Мальчик-звезда» (письмо с просьбой об этом застало её на отдыхе в Крыму). Стихи Ирины Юлии понравились, и появилась их первая совместная песня, хотя друг друга они ещё ни разу не видели. Тогда же определились и с тематикой песен:
 — На вопрос Ирины, о чем надо написать, я всегда говорю: «О дружбе», — рассказывает Наталья Григорьевна, — Мы шутим: «Это песня о дружбе № 385».
По-разному складывалась жизнь Юлии и Ирины до прихода в СТЮЗ. Если превращение выпускницы консерватории в композитора и заведующую музыкальной частью театра выглядит логичным, то путь Ирины неожиданнее.
 — Моя биография начинается… с завода, я была станочницей, заточницей третьего разряда, — рассказывает Ирина, — Для меня тогда в слове «завод» была какая-то романтика, непонятная другим. Уже потом я училась на филологическом факультете ТГУ. А когда в театре сделали ставку завлита, то перевелась на заочное и стала работать.
Правда, с театром Ирина была связана ещё с детства — она занималась в северском дворце пионеров, играла там в народном театре кукол.
 — В Северске была уникальная группа педагогов, — вспоминает Ирина, — Это Вера Максимовна Зубова (мама Натальи Корляковой), Валентина Степановна Комар… Они такую в нас влили силу. Мне кажется, многое было бы по-другому, если бы однажды не мы встретились с ними.
Ирина и её подруга Светлана Панжева хотели стать актрисами, но эту идею не одобрила мама.
 — Я ещё хотела писать, чаши весов для меня были равны, и я не стала огорчать маму, — поясняет Ирина, — А Света стала актрисой, сейчас работает здесь, в северском ТЮЗе.
В какой-то момент Ирина поняла, что театр стал ей тесен и занялась работой на телевиденье. Но театр не оставила.
 — Она очень любила телевидение и ушла работать в северскую телекомпанию, потом работала на других каналах. Но где бы она ни была, она всегда сотрудничает с театром. И когда надо написать какие-то песни к спектаклям, или пьесу, она всегда это делает мастерски.
Сценарии новогодних праздников — это тоже часто делает Ирина. Сочинила она и сказку «О скрипке и контрабасе», этот спектакль шел в Томске, в «Аэлите». А музыку к нему написала… правильно, Юлия Морозова.
Творчество Юлии и Ирины со временем становится все интереснее:
 — Я в театре уже давно и помню, как начинали Юля и Ира, — рассказывает заслуженная артистка России Наталья Носова, — Сначала у Юли были песенки незатейливые, но они запоминались. А то, что она сейчас пишет — такая удивительная музыка, мелодия, которая запоминается сразу. Многие композиторы мечтают, чтобы их песни напевали после того как первый раз услышали. Юля обладает таким талантом. А у Ирины стихи — просто потрясающие. Не навязчивые, не вычурные, а жизненные. В них то, что каждая женщина чувствует в душе.
Но особая удача Ирины и Юлии — то, что они «подошли» друг другу, совпали во вкусах, во времени.
 — Это здорово, когда композитор находит своего поэта, я бы не хотела работать ни с каким другим поэтом кроме нее, — признается Юлия Морозова, — с Ириной мы сотрудничаем уже 12 лет, и за эти годы она меня ни разу не разочаровала. Напротив, каждый раз радует новыми хитами. Ирина замечательный человек и необыкновенно творческая. Мне кажется, я более земная. А Ирина всегда где-то в высших материях.
Начинается обычно работа над песней с появления Ирининых стихов.
 — Её стихи для меня — импульс, — говорит Юлия, — Иногда, читая лирику я сразу «слышу» мелодию. А иногда работа идет месяцами, заставляю Ирину переделывать текст, на что она безропотно соглашается. Работаем мы в основном по телефону, поздними-поздними вечерами.
Ирина считает свою роль в создании текста ведомой:
 — Юля — это потрясающий талантливый человек, у нее тонкий и точный слух. если выбирать, мое мнение или Юлино, я выбираю её, я ей верю больше, чем себе. Тем более, что стихи и песни — разные вещи. И «кудрявости» речи в песне не всегда уместны.
Кроме Юлии и Ирины в создании песен участвует ещё один человек — композитор и аранжировщик, завмузчастью томского ТЮЗа Степан Пономарев. Давний хороший друг Юлии, именно он делает аранжировки к её песням.
 — Степа — аранжировщик от Бога, — считает Наталья Корлякова, — Когда Юля привозит ему свою песню, он настолько вдохновляется этой мелодией, что создает просто уникальные музыкальные произведения. Хорошая мелодия — это хорошая идея. Я счастлива, что меня окружают талантливые люди. Когда вокруг люди обыкновенные, то трудно что-то делать. А когда такой композитор, поэт, драматург, аранжировщик… Я считаю, их работа- это 50% успеха моих спектаклей. Ведь театр — это творчество коллективное.
На бенефисе звучало много теплых слов, для подобного действия комплименты — вещь неудивительная. Но артисты утверждают, что дело здесь не в бенефисе.
 — У нас вообще очень хорошо в театре, — считает заслуженный артист России Геннадий Поляков (кстати, одноклассник Ирины Яблоковой), — То, что происходило сегодня на сцене было очень по-домашнему, с большой любовью, с большой нежностью. И не думайте — это не отрепетировано, не придумано, у нас в театре на самом деле такие отношения.
Признанность Ирины и Юлии в театре не вызывает сомнений. Любят и знают их и во всем Северске. И не только театралы.
 — Недавно я участвовала со своим внуком в детсадовском конкурсе «Веселые нотки», так там дети пели песни Юлии и Ирины, — рассказывает Наталья Носова, — Я думала, только мы их знаем, а, оказывается, городу они тоже известны. Музыкальные работники в садиках разучивают с детьми именно их песни, это же здорово!
Хотелось бы верить, что на покорении Северска Юлия и Ирина не остановятся, и впереди будут другие, более масштабные города.

Мария Симонова, «Красное знамя «, 26 октября 2002